Последние новости
09.09.2024, 21:41 Shanghai Electric: выручка 49,869 млрд и рост прибыли на 22,6% в 1-м полугодии 2024 года
09.09.2024, 21:39 CGTN: модернизация Китая и Африки — новая глава построения сообщества с общим будущим
07.09.2024, 09:15 Водные маршруты в Петербурге теперь открывают литературные классики
06.09.2024, 21:55 Telegram мирового значения
06.09.2024, 19:27 В МГРИ зафиксирован рост интереса к геологическим специальностям
06.09.2024, 16:29 Сериал «Being Digi-Sapiens»: технологии открывают возможности для городов и сел Европы
05.09.2024, 13:42 CGTN: Совместная модернизация, создание китайско-африканского сообщества единой судьбы
05.09.2024, 12:54 «Не ИИ уничтожит нашу цивилизацию, а те, кто вознамерится использовать этот инструмент для разрушения»
03.09.2024, 22:36 Юные теннисисты со всей России выступают на столичных кортах в турнире памяти Юрия Лужкова
03.09.2024, 13:36 Как эффективно использовать системы управления проектами для маркетинга и рекламы
CGTN: Технологии, политика и амбиции: как Мэн Ваньчжоу попала в жернова между Китаем и США
В мире
Освобождение Мэн Ваньчжоу свидетельствует о попытке Вашингтона не допустить перерастания жесткой конкуренции с Пекином в открытый конфликт, однако этот жест вряд ли станет решающим шагом к ослаблению напряженности между двумя странами.
ПЕКИН, 27 сентября 2021 г. /PRNewswire/ — «Наконец-то я дома», — сказала финансовый директор компании Huawei Мэн Ваньчжоу (Meng Wanzhou), когда в субботу вечером ее самолет приземлился в аэропорту Шэньчжэнь.
После почти трех лет содержания под домашним арестом в Канаде Мэн и ее команда юристов заключили в пятницу соглашение с министерством юстиции США, позволившее ей вернуться в Китай. Подписание соглашения стало завершением затянувшейся юридической и политической саги, события которой разворачивались на фоне обострения напряженности в отношениях между Пекином и Вашингтоном.
Вскоре после заключения соглашения Мэн Ваньчжоу вылетела чартерным рейсом авиакомпании Air China на юг Китая в Шэньчжэнь, где находится штаб-квартира компании Huawei.
49-летняя Мэн Ваньчжоу не признала свою вину по обвинению в мошенничестве. По словам Уильяма Тейлора III, одного из представляющих Мэн Ваньчжоу адвокатов, в соответствии с подписанным соглашением США отказываются от ее дальнейшего уголовного преследования, и процедура ее выдачи в Канаде будет прекращена.
«Имеются неопровержимые доказательства, что это уголовное дело — политическое преследование гражданина Китая и что его целью является пресечение деятельности китайских высокотехнологичных компаний», — заявила в субботу официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин (Hua Chunying).
Что произошло три года назад?
1 декабря 2018 года канадские власти арестовали Мэн Ваньчжоу по просьбе правительства США, которое обвинило ее в мошенничестве с использованием электронных средств сообщения и потребовало ее выдачи. Инцидент произошел, после того как администрация Трампа заняла агрессивную позицию в отношении Китая по целому ряду вопросов, включая торговлю и технологии.
За четыре месяца до ареста Мэн Ваньчжоу правительство США, сославшись на опасения по поводу безопасности, нанесло первый удар по китайским высокотехнологичным компаниям, запретив федеральному правительству использовать продукцию Huawei и ZTE – двух ведущих китайских поставщиков телекоммуникационного оборудования. В следующем году компания Huawei была включена в санкционный список Министерства торговли США, что фактически означало запрет для американских компаний на ведение бизнеса с китайским технологическим гигантом.
Почему Мэн Ваньчжоу была освобождена именно сейчас?
На протяжении трех последних лет арест Мэн Ваньчжоу оставался одной из самых острых проблем во взаимоотношениях между Пекином и Вашингтоном. Напряженность, которая еще несколько лет назад была немыслимой, почти достигла точки взрыва.
По словам Го Чанлина (Guo Changlin), ранее занимавшего высокий дипломатический пост в китайском посольстве в США, освобождению Мэн Ваньчжоу способствовали два фактора.
«Президент США Джо Байден планирует личную встречу со своим китайским коллегой Си Цзиньпином на предстоящем саммите «Большой двадцатки». [Кроме того,] Джастин Трюдо, только что переизбранный на пост премьер-министра Канады [с минимальным перевесом], стремится избавиться от дела Мэн Ваньчжоу, которое, в конце концов, стало причиной затяжного противостояния между Китаем и Канадой», — заявил Го Чанлина в телефонном интервью агентству CGTN.
Несмотря на проводимую Вашингтоном жесткую политику в отношении Китая, у самого Байдена установились тесные дружеские отношения с Си Цзиньпином, когда они оба были вице-президентами. Как отметил Ли Чен (Li Cheng), директор Центра Торнтона по изучению Китая при Брукингском институте (John L. Thornton China Center at the Brookings Institution) Байден побывал в Китае четыре раза, и двое политиков 11 раз встречались лично.
«Я хотел сказать, что когда я вернулся со встречи с ним [Си Цзиньпином], я проехал с ним 17 000 миль … так мне удалось с ним близко познакомиться», — отметил Президент Байден в феврале во время одного из своих публичных выступлений.
«У них дружеские отношения, но трудно сказать, как далеко Байден может пойти навстречу в свете антикитайских настроений», — ответил на вопрос нашего корреспондента Го Чанлин.
Ли Чен считает, что Байдену приходится устраивать демонстрацию силы, поскольку все больше американских избирателей проявляют антикитайские настроения. Он добавляет: «Сам он не такой уж сторонник конфронтации».
Как освобождение Мэн Ваньчжоу отразится на китайско-американских связях?
Освобождение демонстрирует попытку Вашингтона предотвратить выход жесткой конкуренции из-под контроля, но, по мнению Го Чанлин, оно не станет началом ослабления напряженности между двумя странами. Обвинения против Huawei остаются в силе, и крупнейшая технологическая компания по-прежнему входит в американский черный список.
Война в области технологий потихоньку разгорается. В свое время США начали третью промышленную революцию и уже несколько десятилетий занимают лидирующие позиции. Однако на пороге 21-го века Китай и США ведут жестокую конкурентную борьбу за лидерство в четвертой промышленной революции, в которой все решают чипы и алгоритмы.
Во Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности Белый дом назвал Китай «единственным конкурентом, потенциально способным объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь».
«Конец эпохи взаимодействия, возможно, наступил в 2010 году, когда Китай стал второй по величине экономикой в мире», — предположил Го Чанлин. Когда в 2014 году ВВП Китая превысил 60% от ВВП США, враждебность еще больше усилилась, а политика сдерживания с годами распространилась на все области — от торговли до прав человека.
Предпринятая Вашингтоном попытка сдержать Пекин в сфере высоких технологий предшествовала торговой войне, объявленной Китаю Дональдом Трампом, и продолжается по сей день. Расхождения в связи с конкуренцией в области высоких технологий представляются неизбежными.
Ознакомиться с оригинальной статьей можно ЗДЕСЬ.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Jiang Simin (Цзян Симинь), тел.+86-188-2655-3286, [email protected]
Видео: