Последние новости
11.09.2024, 22:10 Во Владивостоке прошла школа по профилактике падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста
11.09.2024, 13:34 На выставке «ПаркЗоо 2024» профессионалы зооиндустрии встретятся с ретейлерами и дистрибьюторами
10.09.2024, 20:14 В Москве подвели итоги Всероссийского теннисного турнира памяти Ю. М. Лужкова
10.09.2024, 18:14 Новые плавучие атомные энергоблоки улучшат работу порта Певек
09.09.2024, 21:41 Shanghai Electric: выручка 49,869 млрд и рост прибыли на 22,6% в 1-м полугодии 2024 года
09.09.2024, 21:39 CGTN: модернизация Китая и Африки — новая глава построения сообщества с общим будущим
07.09.2024, 09:15 Водные маршруты в Петербурге теперь открывают литературные классики
06.09.2024, 21:55 Telegram мирового значения
06.09.2024, 19:27 В МГРИ зафиксирован рост интереса к геологическим специальностям
06.09.2024, 16:29 Сериал «Being Digi-Sapiens»: технологии открывают возможности для городов и сел Европы
Удивительная промышленность: легенды о негорящем камне
Без рубрики
Даже самые обыденные, простые вещи могут быть окутаны мистическим флёром. К примеру, всем известные хризотилцементный шифер, дренажные и канализационные системы из хризотиловых труб, а также яркие фасады многоквартирных домов уже давно стали привычной деталью городского пейзажа. Тем временем много столетий назад основа этих материалов, асбест (в России используется один из его видов, хризотиловый), называлась легендарной шкурой саламандры. Мифическая ящерица, живущая в пламени, отражала главное свойство вещества – негорючесть. Асбест не подвержен горению, и потому наши предки нередко обожествляли все, что связано с ним.
Первые упоминания об асбесте мы можем найти в античных хрониках. Историк Страбон писал о «камнях, которые прядут как шерсть», а Плиний Старший упоминал о занятном обычае у индийцев. Они заворачивали тела своих правителей в асбестовые саваны и сжигали – надо ли говорить, что этот материал мог пережить не одни похороны.
Использование асбеста возможно было и в Египте. Путешественники не раз отмечали, что в храмах родины магов и колдунов горят «вечные светильники». В XIXвеке ряд ученых предположил, что фитили таких ламп были сделаны из асбеста (как, гораздо позднее, в керосиновых лампах), а масло подавалось через хитроумную систему насосов. Доказать это, впрочем, не удалось – археологических свидетельств найдено не было, хотя в нарративных источниках описание подобных светильников очень хорошо соотносится с указанной теорией.
Впрочем, надо сказать, что в те времена полезные свойства асбеста все-таки считали волшебными. Отсутствие науки позволяло наиболее образованным кругам показывать «чудеса» простакам, подчиняя их своей воле. Эта традиция переместилась и в Средневековье, а затем и в Ренессанс. Доподлинно известно, что монахи из Монте-Кассини приобрели полотенце, которым якобы сам Мессия обмывал ноги своих учеников. Доказательством чудесных свойств полотна служила его устойчивость к огню и механическим повреждениям. Но так было не со всеми и не всегда. Карл Великий, император Запада и король франков, обедал исключительно на своей асбестовой скатерти, но чудесной реликвией её не считал, относясь к ней, скорее, как к чрезвычайно ценной и редкой диковинке.
С течением времени, конечно, мифы вокруг асбеста сменились знаниями. Уже Бенджамин Франклин в пору безденежья поправил свои дела продажей «чрезвычайно прочного» кошелька из асбестовой ткани. Вырученной суммы хватило на несколько месяцев сносного существования. С активным введением минерала в промышленное использование асбест стал незаменимым спутником массовых строек, производства сложных устройств и непременным атрибутом защиты человека от огненной стихии. Но, человеческая природа не терпит пустоты, и сегодня мы сталкиваемся с иными, современными мифами об асбесте.
Нередко можно встретить мнение, что асбест представляет опасность для здоровья человека. Об этом говорят по телевизору, видные общественные деятели и активистыпишут статьи в интернете. Но факты говорят о другом. Существует два вида асбеста – амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый действительно вреден для здоровья людей, и потому запрещен к использованию во всем мире. В его составе есть железо, и потому его волокна не подвержены влиянию кислот. Попадая в легкие человека, амфиболовое волокно остается там на долгие годы, поскольку альеволярные макрофаги, клетки-уборщики легких, не могут его расщепить.
Хризотиловый асбест представляет собой сложный гидросиликат магния. Он не обладает устойчивостью к кислотам, и потому клетки нашего организма перерабатывают и выводят его за короткий срок. Хризотиловый асбест разрешено применять в промышленности при контролируемом использовании. В России, к примеру, производится более 300 видов изделий на его основе. Это шифер, фасадные плиты, трубы, теплоизоляция, добавки для строительства дорог, защитное снаряжение, некоторые составные элементы котлов на атомных ледоколах и детали космических кораблей. Наша страна является мировым лидером по добыче и переработке «горного льна», снабжая им половину планеты. Истоки этого мифа лежат в путанице, ведь и тот и другой минерал зовется асбестом.
Кстати, если уже мы заговорили про относительную современность, нельзя не отметить – часто с помощью асбеста совершают деяния, о которых наши предки не могли и подумать (а значит и придумать легенды). Так, в 1938 году два советских ученых Иванов и Попков совершили двухкилометровый дрейф на активном лавовом потоке во время извержения на Камчатке. Выжить в столь агрессивной среде им помогли специальные ботинки, изготовленные из асбеста. «…Собрать образцы лавы с горячего потока — задача очень трудная. Образцы пластичной лавы легко отделялись от общей массы, но переместить их на поверхность темной корки, на которой мы находились, было трудно — отделенный кусок лавы спаивался с поверхностью горячего потока. Мы не могли просто стоять на горячей движущейся корке, так как ее температура была 270—300°C, поэтому нам приходилось взбираться на угловатые выступы, чтобы ветер остудил наши асбестовые башмаки. Во время работы мы подстилали под ноги листовой асбест, и все равно нам приходилось часто стоять, подобно аистам, на одной ноге. На корке мы пробыли 1 ч.
Вместе с потоком мы проплыли от своей первоначальной точки более 2000 м и благополучно сошли на уже остывший поток» – описали в памятной статье подвиг наших ученых Александр и Марина Белоусовы. Ярость Вулкана оказалась бессильна перед «горным льном». Отдельным поводом для гордости является то, что подобное достижение не смог повторить больше никто в мире. Это ли не повод для создания отдельной легенды?