$93.44 €99.58

Последние новости

18.04.2024, 17:59 Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) отпраздновала “День Космонавтики”

18.04.2024, 16:18 Фестиваль-премия трансформационных игр и практик LEVEL 2.0 собрал экспертов со всего мира в арт-пространстве «Графит»

18.04.2024, 09:14 В Москве пройдет конференция по вопросам развития городской среды «А если с детьми?»

17.04.2024, 17:46 Разработчики раскрыли детали обновления «Р7-Органайзер ПРО»

16.04.2024, 16:46 В России отмечают международный День Хризотила

13.04.2024, 10:57 Компания Cognizant выделила 70 миллионов долларов на развитие сообществ по всему миру

12.04.2024, 17:08 Из менеджера в консалтинге до сомелье: личная история Анастасии Палферовой

12.04.2024, 17:59 Экосистема заработка: TenChat запустил новую платформу для бизнеса

12.04.2024, 10:40 Bybit запустила кампанию EUR Zero Fees Fiesta

12.04.2024, 10:48 zuMedia Inc. объявила о запуске новой рекламной платформы  

ВСЕ НОВОСТИ

Усадьба Храповицких «Муромцево» – погружение в XIX век

Общество

Хотите оказаться в 19 веке? Если ответ утвердительный, мы приглашаем вас в захватывающее путешествие навстречу романтике, храбрости и тайнам. Для этого даже не понадобится машина времени, достаточно лишь вашего желания и карты местности Владимирской области. В 40 километрах от города Владимира, на территории Судогодского района расположена поразительная по архитектуре и атмосфере своей  усадьба «Муромцево»

Год 1884. Двадцатишестилетний Владимир Храповицкий унаследовал от родителей  фамильную усадьбу и прилегающее к её территории село Муромцево. После осмотра старенького барского домика, пришедшего в запустение сада и  разросшегося парка, было принято решение найти хорошего архитектора, чтобы был человеком творческим, не боялся экспериментов и непременно с опытом строительным.

Таковой архитектор нашелся, звали его Пётр Бойцов. Он был поистине мастер своего дела, умело копировал зодчество былых эпох и работал со стилями французской готики, ренессанса и английской готической архитектуры. Проект по перестройке усадьбы понравился Храповицкому, и он решил не ограничивать Петра Самойловича Бойцова ни в средствах, ни в идеях, ни в размерах земли под строительство.

Вскоре было начато возведение главного сооружения на территории поместья – замка в духе средневековья. В распоряжении усадьбы была собственная телеграфная станция, телефон и водопровод. В последующие годы были спроектированы и воплощены в жизнь такие строения и декоративные объекты, как каскадные пруды, бесчисленное множество великолепных цветников,  огромных сад в форме звезды, различные служебные постройки, уменьшенная деревянная копия государственного академического Мариинского театра, школа музыки для одарённых детей, помещение для многочисленных карет, музыкальный павильон, обширный розарий с перепадами высот и редкими видами вьющихся роз, флигель для гостей, пристань с водонапорной башней, псарня для собак, лодочная хижина и просторные конюшни. Надо сказать, что лошадям в имении уделяли  особое внимания и строго следили за тем, чтобы все они были исключительно голубых кровей. Конюшни насчитывали более 35 лошадей, которые были воспитаны известными коннозаводчиками. В это же время начались работы по изменению ландшафта садово-парковой зоны, для этого были приглашены умельцы своего дела, среди которых был даже Карл Францевич Тюрмер, немец по происхождению, очень известный в то время лесовод. В тени обширного парка с дендрарием, по соседству с кипарисами, соснами Банкса, серебристыми  елями и зарослями самшита размещались почти все усадебные постройки. Ландшафты имения заиграли новыми красками, в которых, без сомнения, преобладал смарагдовый цвет. Парковая зона была поделена на несколько частей, среди которых были зоны с французским характером, английским спокойствием и итальянской решительностью. На территории парка были традиционные газоны, аллеи и водоёмы, зимние сады и оранжереи, причудливые фонтаны и лужайки для игр. На летней веранде гостевого дома были расставлены цитрусовые деревья в цветочных кадках, а вдоль парковых дорожек в огромных вазонах росли экзотические пальмы. На утренней заре по всей территории имения был слышен щебет птиц, которые безмерно полюбили новый парк и восхитительный сад, в котором  нередко встречались интересные виды фруктовых деревьев, а вечером было слышно, как в густом тумане цвета перванш плещутся у пристани рыбы.

Стоит отдельно отметить приусадебную  церковь, освященную в честь Святой Мученицы царицы Александры, которая была возведена в 1899 году. Построенная в популярном тогда псевдорусском стиле, некогда украшенная иконами от мастеров школы В.М. Васнецова и серебряной утварью от знаменитого Фаберже, – церковь функционирует и по сей день.

В этом же 1899 году между архитектором Бойцовым и графом Храповицким возник разлад, после чего их общение было прервано, так же как и работа Петра Самойловича Бойцова над усадьбой «Муромцево». Немного позже неизвестный к сожалению архитектор пристроил к усадьбе четырёхэтажное сооружение с многочисленными башенками, донжоном, машикулями и бойницами,  которое подражало шотландскому замку и вполне гармонировало с главным домом во французском стиле.

Во дворце разместилось множество необычных комнат, и каждая из них была отделана в разных цветах. Жёлтая, розовая, синяя, бордовая – они всегда гостеприимно распахивали свои объятия гостям имения. Рыцарские доспехи, старинные гобелены, нескончаемая позолота и  бесценный фарфор – всё это встречало посетителей дворца в каждой комнате.

Несмотря на наличие центрального отопления, в замке были и печи, и камины – отделаны они были  причудливой мозаикой, сделанной на заказ специально для интерьера усадьбы. Также во дворце были и комнаты с полудрагоценными камнями, такими как малахит и янтарь, и конечно великолепный бальный зал, сплошь покрытый зеркалами, изготовленными в Венеции. По древним поверьям,  пришедшим с Востока, зеркала являются своеобразным барьером против злых чар и колдовства. Так это или нет – неизвестно, но домашний интерьер замка действительно производил в те годы потрясающее впечатление.

После окончания возведения дворца, всех окружающих его строений и облагораживания лесопарковой зоны, в имении с завидной периодичностью начали  устраиваться сногсшибательные балы, званные обеды и светские приёмы, многолюдные охотничьи вылазки в лес с собаками, потрясающие музыкальные концерты, в одном из которых принимал участие сам Фёдор Иванович Шаляпин, лодочные променады, конные прогулки и запоминающиеся салюты. По воспоминаниям частых гостей имения,  замок выглядел очень впечатляюще, на балах можно было увидеть весьма знатных людей, театральные постановки поражали своим изяществом и качественной режиссурой, а волшебная иллюминация парка в вечерние часы потрясала воображение. Конечно же, больше всего людей поражал оркестр, и многие приезжали в Муромцево исключительно «на музыку».  В оркестре играли и ученики приусадебной музыкальной школы, и приглашенные музыканты, подающие большие надежды.

Влияние революции внесло свои коррективы в насыщенную жизнь усадьбы «Муромцево»: хозяева имения были вынуждены иммигрировать во Францию, а всё имущество усадьбы было передано в распоряжение властей.

После расширения села площадь поместья сократилась с 40 гектаров до 8, но и сейчас полуразрушенный замок производит внушительное впечатление, а вековые деревья парка навевают мысли о вечном.Будем надеяться, что в скором времени мы увидим усадьбу «Муромцево» в качестве музея, ведь, без сомнения, замок заслуживает того, чтобы быть восстановленным. 
Если помимо архитектурного ансамбля поместья будет воссоздан и природный ландшафт парка, то люди, побывавшие там, смогут в полной мере ощутить непередаваемую атмосферу былых времён.

Автор статьи Милада Третьякова